- аналитическая психология
- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, основанное швейцарским психотерапевтом К.-Г. Юнгом, разработавшим методику ассоциативного эксперимента для обнаружения чувственных комплексов. На протяжении ряда лет Юнг разделял психоаналитические идеи, но со временем выдвинул собственное учение о человеке и его психических расстройствах.В основу А. п. Юнга положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать, исходя из его здорового состояния, а не из его патологии, что свойственно взглядам 3. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствуют и внутренние и внешние начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей; она не сводится только к сексуальной энергии, и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения». Он вычленил в психике человека такие составляющие, как Персона (маска, роль, за которой скрывается подлинное лицо человека), Тень (вытесненные примитивные склонности человека, изнанка личности), Анима (бессознательный женский образ у мужчины), Анимус (бессознательный мужской образ у женщины), Великая Мать (образ матери как архетипической структуры коллективного бессознательного), Старый мудрец (архетипический образ смысла и мудрости), Самость (архетип единства и целостности) и ряд других фиг у р. С о г л а с н о Ю н г у, психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип, или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом.С точки зрения Юнга, центральное положение в личности занимает Самость, объединяющая, благодаря «трансцендентной функции» (совмещению содержимого сознания с содержанием бессознательного), сознательные и бессознательные представления в некое единство, или в «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации как процесса самореализации и обретения человеком своей целостности, точнее — проявления изначальной, присущей ему потенциальной целостности.Основанная на А. п. психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие или тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и к различными ступенями психотерапевтической проблематики. К последним относятся признание (исповедь, соответствующая катарсическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования 3. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя», и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным).Аналитическая терапевтическая практика Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевания души: на конструктивном (синтетическо-герменевтическом) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента; на диалектическом подходе, заключающемся в признании факта возможности различного толкования символических содержаний и в понимании того, что психические процессы оказывается на деле взаимодействием сознания и бессознательного; на диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт становится «соучастником индивидуального процесса развития»; на технике амплификации, расширяющей и углубляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; на методе активного воображения, являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, способствующая обретению целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.В.А. Лейбин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.